Достаточно серьезная патология, характеризующаяся дисбалансом у ребенка способности к общению, а также познанию существующей реальности, именуется специалистом аутизмом.
Причины
На сегодняшний момент достоверно первопричина формирования патологии не установлена. К наиболее общепризнанным теориям относят:
1. Негативная семейная предрасположенность.
2. Наиболее доказана вирусная теория формирования патологии – в период вынашивания малыша мать перенесла инфекцию (например, ветрянку, корь, краснуху), что негативным образом отразилось на структурах головного мозга.
3. Черепно-мозговые травмы.
Аутизму больше подвержены мальчики, чем девочки. Чаще всего патология поражает первенцев.
Симптоматика
Первые симптомы патологии могут быть отмечены внимательными родителями уже по достижению ребенком трех месяцев:
1) Малыш никому не улыбается, даже матери.
2) Он плохо ест, отказывается от материнской груди.
3) С малышом весьма затруднительно установить визуальный контакт.
4) Наблюдается дисбаланс фаз сна: кроха бодрствует значительный промежуток времени – не капризничает, но и не спит.
5) При попытках поиграть дети изгибаются, не желают прижиматься к маме.
В более старшей возрастной категории (когда малыши могут сидеть) у них формируются характерные монотонные движения, к примеру, раскачивания в течение продолжительного отрезка времени без отвлечения на посторонние раздражители. Их продолжает тревожить бессонница.
Родители жалуются специалисту на значительное снижение слуха у малыша - им кажется, что кроха не реагирует на них именно по это причине. На самом деле малыш все слышит, но его сознание пребывает в выдуманном мире.
Развитие речевой деятельности также имеет характерные особенности: малыш не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев, ребенок учится произносить слова значительно позже остальных детей, как правило, после 2-х лет и сразу же фразами. Именно особенность общения является характерным клиническим признаком формирования патологии. Привлечь внимание такого ребенка весьма затруднительно – только если запретить ему делать то, что он желает.
Умение воспроизводить предложения, тексты либо стихотворения может способствовать признанию в них гениев, но это далеко не так – им весьма затруднительно обучаться, так как школьная программа им не интересна, а привлечь их внимание удается далеко не всегда.
Диагностика
Выставить адекватный диагноз специалисту удается только после весьма продолжительного наблюдения за ребенком, проведения множества психологических тестов.
Тактика лечения
Проведение лечебной тактики требуется значительных затрат времени, а также усилий специалистов психиатрической практики.
Использование медикаментов не приносит успехов. Основные направления в лечебной тактике – психотерапия, социальная адаптация, трудотерапия. Ребенок должен придерживаться четкого распорядка дня, кроме того, нежелательно менять обстановку, к которой он привык.