Нарушения речи у детей с ДЦП


Церебральным параличом у детей называют поражения отделов головного мозга в ранние этапы онтогенеза. Расстройства движений зачастую сопровождаются нарушениями интеллектуального развития, речевыми, слуховыми. Патологические особенности развития речи, связанных с поражением участков коры большого мозга, можно заметить с младенческого возраста. У детей до полутора месяцев нарушенное доречевое развитие проявляется угнетением сосательного, глотательного, губного, поискового рефлексов. Это становится заметным при затрудненном кормлении. Крик ребенка однообразен, без интонаций, преобладает над рефлекторным…

Показать полностью
Показать все Цены (₽)
Приём врача1800/1600
Приём врача высшей категории2000/1800
Приём врача К.М.Н2200/2000
Приём врача Д.М.Н2500/2200

Видеоматериалы:

Мокнущий дерматит

Мокнущий дерматит – одна из форм кожного расстройства. Он, как и другие дерматиты, характеризуется высыпаниями…

Читать далее...
ВМС

Установка спирали, проводимая специалистом-гинекологом, осуществляется достаточно быстро. Пациентка занимает…

Читать далее...
Тромбофилия

Тромбофилия, это предрасположенность человеческого организма к образованию тромбов в крови. Заболевание…

Читать далее...
УЗИ мочевого пузыря при цистите

Цистит является довольно распространенным заболеванием. Чаще встречается у женщин. Это обусловлено анатомическим…

Читать далее...
Эндоскопическая операция грыжи

Для устранения межпозвонкового выпадения части диска в современной медицине используют новую методику,…

Читать далее...

Церебральным параличом у детей называют поражения отделов головного мозга в ранние этапы онтогенеза. Расстройства движений зачастую сопровождаются нарушениями интеллектуального развития, речевыми, слуховыми. Патологические особенности развития речи, связанных с поражением участков коры большого мозга, можно заметить с младенческого возраста.

У детей до полутора месяцев нарушенное доречевое развитие проявляется угнетением сосательного, глотательного, губного, поискового рефлексов. Это становится заметным при затрудненном кормлении. Крик ребенка однообразен, без интонаций, преобладает над рефлекторным кряхтением, ворчанием, гуканьем. К трехмесячному возрасту здоровые дети начинают на слух воспринимать окружающий мир и гулением выражать свои эмоции. Период отмечается появлением относительно дифференцированных звуков, часто подражательных. Звуки больного малыша носят некоммуникативный, рефлекторный характер.

К пяти месяцам сочетания губных согласных с гласными у ребенка – предвестник лепета, важного этапа речевого становления. Дети умеют произносить звуки тише и громче, выше и ниже. Годовалые детки лепечут вполне осознанно, ориентируются на звуки в пространстве. Больные ДЦП отличаются монотонным голосом, не контролируемым по высоте и громкости. Движения языка у таких детей ограничены, наблюдаются затрудненность при пережевывании пищи, питье, частое поперхивание во время еды, нарушения дыхания. Они слабо различают голос, тон окружающих, не могут определить источник звука.

Речевые нарушения на этапе формирования артикуляционного аппарата приводят к недоразвитию фонетических речевых навыков. У ребенка с церебральным параличом многие из звуков отсутствуют, либо их произнесение искажено или замещено другими. Речь невнятна и непонятна окружающим.

Двигательные дефекты лишают малыша возможности полноценно играть и общаться со сверстниками. Нарушенные пространственные и временные представления тормозят развитие словарного запаса ребенка. Он, не понимая толкования слова, часто заменяет его другим, схожим по звучанию. Больной ребенок не различает смысловых оттенков слов, не умеет конструировать связные предложения. Специфические моторные нарушения и речевая недостаточность мешают детям различать формы, объемность предмета.

Словарный запас пятилетних детей в норме составляет до двух тысяч слов, активно пополняется, формируется должный уровень грамматического строя речи. У ребенка с церебральным параличом лексическая сторона языка формируется чрезвычайно медленно.

К школьному возрасту речь детей с ДЦП, в зависимости от вида поражения, характеризуется полиморфными расстройствами. О дизартрии (расстройстве устных речевых навыков) говорят, когда поражены речедвигательные механизмы ЦНС. В связи с нарушением деятельности артикуляционного аппарата больной ребенок не владеет навыками правильного произношения звуков. При заболевании алалией (системном речевом недоразвитии) возможно правильное произнесение звуков, но имеются затруднения в составлении слов из слогов, понятийном разграничении слов. Для дислекции характерна затрудненность в обучении чтению, при дисграфии у больных нарушены навыки письма.

Во многих случаях речь детей, больных церебральным параличом, поддается коррекции под наблюдением врачей – специалистов. Применение миорелаксантов, седативных средств, логопедического массажа, артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики приносит положительный эффект и способствует адаптации больных детей в обществе.