Одним из актуальных современных направлений формирования специфического общения является становление поведенческих принципов в отношении детей с особыми потребностями, в частности детей больных аутизмом.
Как известно, проблема аутизма напрямую связана с понятием «общение». Ребенок-аутист не только по-особому воспринимает окружающий мир, но и по-своему общается с ним.
Именно поэтому для всех членов семьи, где проявилось подобное горе, необходимо научиться своеобразному общению с ребенком, которое, в свою очередь, сможет помочь социализировать его, несмотря на утверждения многих врачей, что аутисты – это от природы антисоциальные личности.
Характерным отличием в поведении таких деток является ранее одиночество и замкнутость в себе. Стоит помнить, что вывести ребенка из этого состояния обычными методами не получится, ибо действия окружающих его людей будут непонятны и могут вызывать в нем раздражение и агрессию.
Специалисты-психологи, работающие в группах детей-аутистов и занимающиеся их обучением и развитием, составили для родителей специальные правила поведения по отношению к их ребенку, которых они обязаны придерживаться постоянно:
1. Вначале необходимо четко определить раздражающие ребенка факторы. Именно плохое поведение, заключающееся в общем непослушании, истерическом крике и плаче, разбрасывании вещей, является причиной острой негативной реакции на «что-то». Возможно, малыш не воспринимает большого скопления людей или шума. Даже смена привычной обстановки может стать раздражителем и причиной агрессии.
2. Также придется набраться терпения. Надо понять и уяснить, что не только поведение, но и приобретение навыков малышом происходит не так, как у других детей. Этот процесс длительный и трудоемкий. Может пройти не один месяц, пока ребенок научится правильно держать в руках ложку, не говоря уже о пользовании ею.
3. Несмотря на замкнутость, детки могут в какой-то момент становиться гиперактивными. Так что стоит позаботиться об их безопасности: хорошо укрепить стеллажи и шкафы, предварительно их плотно закрыв, на пол положить мягкий толстый ковер, нельзя устанавливать в комнате высокий диван (а лучше, если его не будет вообще; вместо него можно положить широкий матрац).
4. Для выхода лишней энергии слишком активных деток и направления ее в нужное позитивное русло родителям советуют шкафы и иную мебель заменить домашним «спортивным уголком». Также, если малыш не особо агрессивен, его допустимо записать в какой-то спортивный кружок. Зачастую такие дети, занимаясь спортом и освобождаясь от лишней энергии, находят среди группы даже друзей по общим интересам.
5. Чтобы мотивировать ребенка к обучению близкие и «учителя» обязаны всегда хвалить его за правильные действия и хорошее поведение.
6. Также придется поработать в направлении развития ребенка, которому тяжело выражать свои эмоции. С этой целью потребуется ежедневно придумывать совместные активные и веселые или интеллектуальные, но интересные игры.