Шизофрения у детей: установление диагноза

При установлении диагноза и оценке состояния ребенка с подозрением на шизофрению нужно тщательно исследовать как имеющуюся психопатологическую симптоматику, так и ее связь с личной историей ребенка (медицинской, историей психологического развития и социализации) и семейной историей (наличия механизмов поддержки и факторов дезадаптации, случаев насилия и ненадлежащего ухода). Процедуру необходимо проводить так, чтобы она способствовала формированию доверия.

Для большинства пациентов это будет первая встреча с представителями службы охраны психического здоровья. Следует учесть, что ребенок знает о психиатрах очень мало или руководствуется мифическими представлениями, среди которых преобладают вызывающие тревогу. Вполне возможно, что и у пациентов, и у их родителей могут возникать различные страхи о перспективах лечения.

При работе с подростками целесообразно придерживаться следующих правил проведения интервью:

- признать естественность существования тревоги, напряжения и подозрительности относительно врача в ситуации интервью, а в некоторых случаях подчеркнуть понимание нежелания ребенка видеть психиатра;

- учесть вероятность препятствия для правильного восприятия ребенком информации (например, существование вербальных галлюцинаций, которые ослабляют концентрацию);

- внимательно выслушивать ребенка и воспринимать его серьезно;

- признавать и уважать точку зрения пациента;

- использовать язык ребенка, придерживаться оптимальной дистанции с ним, учесть потребности в личностном пространстве (например, не возражать, если ребенку будет легче разговаривать с вами во время игры или ходя по кабинету);

- подчеркнуть ребенку ваше стремление помочь, продемонстрировать активную позицию и гибкость;

- подробно объяснить ребенку, в чем будет заключаться процедура оценки его состояния;

- сбор информации проводить постепенно, по мере формирования доверия со стороны ребенка;

- заранее познакомить ребенка с членами команды, которая будет участвовать в осуществлении психосоциального вмешательства;

- тщательно собрать анамнез болезни, определить возможный стереотип развития психического расстройства;

- выяснить феноменологию (например: какие изменения и новый опыт уже обращали на себя внимание пациента; что определяли окружающие и когда, по мнению пациента и его окружения, симптоматика приобрела «серьезный» характер);

- отследить проявления вторичной симптоматики - какие симптомы или осложнения возникли уже как следствие психотических расстройств;

- определить течение, продолжительность и колебание степени тяжести: когда возникла симптоматика, в связи с чем; если имели место колебания психического состояния, то какой была симптоматика в наилучшем и наихудшем периодах; как симптомы изменяются в течение дня, недели или месяца;

- выявить продромальные симптомы - наблюдались ли изменения в опыте, мыслях или в поведении, отмеченных еще до того, как стало ясно, что подросток страдает психическими расстройствами;

- выявить сопутствующие фрустрирующие факторы, возможное применение психоактивных веществ;

- выявить копинг-стратегии у ребенка - например, что помогает ему облегчить симптоматику; что дети делают, чтобы успокоиться, чувствовать себя лучше;

- выяснить формы лечения, которые уже были испытаны; что помогло;

- установить случаи злоупотребления наркотическими веществами или алкоголем с целью облегчения состояния, которое было обусловлено психотическими переживаниями;

- тщательно изучить историю семьи: есть ли указания на какое-либо психотическое расстройство или любую другую психическую болезнь; какие в семье есть предложения по лечению, какие ресурсы имеет семья, как можно оценить психологический риск, следующий из семейной истории;

- тщательно исследовать личную историю ребенка, в том числе полную медицинскую историю, историю развития и социализации;

- выяснить уровень психосоциального функционирования, который предшествовал психотическому приступу.

Важными факторами и воздействием, которые нужно учитывать при оценке состояния, является понимание персональных потребностей, специфики, рисков, ассоциированных с первым психотическим эпизодом в детском или подростковом возрасте. В процессе осуществления процедуры оценки следует учесть реакцию пациента на психоз, которая вытекает из структуры его личности, фазы развития, стиля психологической защиты, а также способности пациента вербализировать психотические переживания.

Запись на приём:(499) 600-03-03
Клиника в Бутово (499) 600-03-03 , (495) 711-04-27 Часы работы: с 8:00 до 21:00 Улица Коктебельская, дом 2к1 «Схема проезда» Клиника в Чертаново (495) 246-11-11 , (495) 246-22-22 Часы работы: с 9:00 до 21:00 Балаклавский проспект, дом 5 «Схема проезда»