Есть родители, которые озабочены вопросом, как сделать своего малыша менее агрессивным к внешнему миру, есть те, которые озабочены вечной непоседливостью и говорливостью чада. Есть родители, которые с трудом уговаривают своего застенчивого ребенка прочитать стишок Деду Морозу, есть даже те, которые бросаются успокаивать его по любому поводу: упал, не купили игрушку, сломал машинку – реакция на все это – слезы.
А некоторые родители стоят в стороне, не понимая, что же с их ребенком не так: ведь он застенчив и пуглив до такой степени, что на улицу выйти боится; настолько тих и скромен, что не лезет к родителям с просьбами поиграть с ним; да и нельзя в его игру с самим собой вмешиваться – тут же начинается дикая истерика. В общем, странно он ведет себя, может, болен чем?
И вот, схватив сопротивляющегося ребенка, ведут его к педиатру, а тот, мельком взглянув на малыша, уверенно показывает пальцем на кабинет детского психолога. А там врач, равнодушно глянув на кричащего в истерике малыша, выводит в карточке диагноз, звучащий как приговор: «Аутист».
Ясно, что родители будут в шоке, если не в ужасе. Понятно, что ничего не исправить. А что делать-то тогда? Выбор есть всегда: родители могут переложить заботу о больном ребенке на плечи государства, а могут попытаться бороться за его будущую нормальную жизнь. Вот только как?
Для начала, усвоить для себя как ни в коем случае НЕЛЬЗЯ вести себя с ребенком-аутистом:
- не общаться с ним, зная, что ему это без надобности и не знакомить с коллективными играми и занятиями;
- одобрять его стремление вечно сидеть в доме, в полном одиночестве;
- после нескольких неудачных попыток (а они будут, пока не будет найден верный подход) не заботиться его дальнейшим развитием, поняв, что проще все делать за него;
- насильно заставлять ребенка общаться как с собой, так и с незнакомыми людьми;
- критиковать или смеяться над его действиями (особенно - над обязательными для ребенка-аутиста ритуалами, такими как мытье предмета при нем, прежде чем дать его ему в руки или прятанья от чужих глаз во время еды);
- реагировать на агрессию ребенка агрессией;
- не говорить о странностях ребенка лечащему врачу.
Список запрещенных действий в отношении к ребенку-аутисту намекает на то, что малыша нужно воспринимать как совершенно нормального ребенка и ни в коем случае не избегать и не стесняться его.
Напротив, его нужно постоянно подталкивать к нормальной жизни в обществе, стараясь вызвать интерес. Вот как это можно и НУЖНО делать:
1) Установить с ним теплый доверительный контакт;
2) Стать тем, кому он доверит свое обучение (обучение будет заключаться от «как правильно держать ложку» до «нет, ты не правильно выговариваешь этот звук»);
3) Найти причины его агрессии и постараться свести контакт с раздражителем к минимуму, а когда ребенок подрастет постараться ликвидировать агрессивную реакцию при контакте с раздражителем;
4) Тем не менее, агрессия может быть единственным контактом ребенка с внешним миром, поэтому, прежде чем нейтрализовать ее, нужно найти новые контакты;
5) При первых признаках агрессии отвлекать внимание аутиста на что-то еще;
6) Дети-аутисты нуждаются в неизменном режиме, постоянном плане на день. Нужно постараться сделать его наиболее эффективным для дальнейшего развития ребенка;
7) Постараться вызвать у него интерес к внешнему миру, людям и общению с ними.
Появление этого интереса будет означать то, что ребенок идет на поправку. Самое главное, прежде чем совершать какие-то действия, родители аутистов должны запомнить – их ребенок физически совершенно здоров, его диагноз чисто психологический. Да, лекарства от него нету. Зато есть доброта, забота, внимание и долгие тренировки – именно они помогут в будущем стать ребенку полностью социализированной личностью.